Проходит время и вы с грустью вспоминаете о том времени когда в салоне автомобиля было тихо и уютно, а автомобиль послушно выполнял любые маневры на дороге.
Постепенно появились посторонние шумы, стуки, машина стала плохо слушаться руля, что-же могло случится со временем?
Ответ простой - у вас неисправны амортизаторы и пришло время их заменить.

Что дает исправность амортизаторов.
Во-первых - вы не будете чувствовать тряску и вибрацию вызванную неровностями дорожного покрытия, да и шума в автомобиле будет меньше.
Во-вторых - улучшеные комфортные условия, повышение безопасности при езде в автомобиле но это в данном случае не главное.
Техническое состояние амортизаторов оказывает влияние на все, что связано с автомобилем.

Неровности дорожного покрытия заставляют колесо усилено вибрировать и трястись. Особенно в этом помогают так называемые волны на асфальтобетоне, которые напоминают стиральную доску, ну и конечно брусчатка, булыжная мостовая, бетонные плиты покрытия и т.п.
Если амортизаторы автомобиля в плохом состоянии, то колесо легко попадает в резонанс и высоко подпригивает над дорожным покрытием.
Вывод – не стоит летать на высоких скоростях по трамвайным путям и другим неровностям на дорогах.
Еще один источник некорректных колебаний колеса и всей подвески автомобиля в целом – это плохая балансировка колеса.
Или, предположим само колесо хорошо отбалансированное, но автомобиль вибрирует из-за, нарушенной формы диска после удара о препятствие, "грыжи" на покрышке, разрыва корда покрышки, налипшей грязи на колесо…
Вывод здесь может быть только один: плохие амортизаторы – это и тяжелый разгон автомобиля, плавность хода автомобиля, проблемы при торможении, безопасное прохождение поворотов и преодоление подъемов и спусков – в общем все причины которые способны привести к аварии из-за увеличивающегося вследствие повышения вибраций проскальзывания колеса.

И все-же, не все автолюбители уделяют амортизаторам должное внимание. Многие из них накручивают на убитых амортизаторах сотни километров, совершенно не обращая внимания на громкие стуки и скрежет впереди или сзади автомобиля.
Некоторым просто лень ехать в автосервис. А между прочим, самостоятельно проверить исправность амортизаторов очень просто.
Достаточно простым осмотром определить, нет ли подтеканий масла на корпусах амортизаторов, а затем раскачать автомобиль по очереди за каждый его
амортизатор, качнув за крыло автомобиля или бампер раза три-четыре.

После такого воздействия кузов не должен делать больше одного «возвратного» движения до начального уровня.
Если же автомашина будет качаться дольше или при этом будут слышны явные стуки, то амортизаторы можно считать неисправными и их необходимо срочно менять.
В наше время наибольшее применение получили амортизаторы двух типов – гидравлического и газогидравлического (часто их также называют газонаполненный или просто газовый).
В амортизаторах гидравлического типа гашение колебаний упругих элементов подвески получается за счет перемещения жидкости в амортизаторе(это специальное масло амортизаторов – его выбирают из-за повышенной вязкости) из одной полости амортизатора в другую и обратно через систему встроенных клапанов.

В газонаполненных также присутствует жидкость, однако она предварительно «поджимается» при помощи небольшого объема газа находчщегося под давлением, который в отличие от жидкости, может сжиматься.
К слову, у газонаполненных амортизаторов есть один большой минус, который особенно сильно проявляется на наших плохих дорогах.
При неминуемой вибрации, воздух в амортизаторе вспенит масло и создаст «воздушные провалы» при работе амортизаторов.
При интенсивной вибрации создаются газовые пузырьки низкого давления, а это не только снизит эффективность работы амортизаторов, но и очень быстро приведет к их неисправности.
Здесь срабатывает эффект кавитации и тогда мелкие пузырьки газа попросту съедают стенки и другие узлы амортизатора.

В переднеприводных автомобилях, которые очень популярны сегодня, устанавливаются два абсолютно разных типа амортизаторов – задние классического типа и передние стойки, типа McPherson.
McPherson – это тип амортизаторов с телескопической гидравлической передней стойкой и несколько сложноватой конструкцией.

В настоящее время, на рынке запчастей очень большой выбор типов амортизаторов самых различных производителей.
При этом производители стараются расширить своей ассортимент амортизаторов для возможно большего количества производимых моделей автомобилей, а также для разного стиля езды на них, разделяя к примеру, на «спортивный» и «комфортный» стили управления автомобилем.
Хотя, конечно, у каждого производителя присутствует и свойственная только им определенная специфика.
Итак, какие же фирмы на сегодняшний день являются главными производителями на рынке производства амортизаторов?

В Европейском союзе потребителями концерна Kayaba из Японии, являются такие известные производители автомобилей, как Форд, Рено, Пежо, Сеат и многие другие.
Этот производитель насчитывает более семи тысяч своих сотрудников в разных странах.
Во многом благодаря своим высококачественным эксплуатационным характеристикам и относительно небольшой стоимости, амортизаторы фирмы Kayaba уверенно закрепились на автодорогах стран СНГ.
В нашей стране особенную популярность имеют газонаполненные амортизаторы Ultra SR. В числе новинок присутствующих в амортизаторах Ultra SR – повышенные демпферные свойства, эти свойства позволяют стабилизироть сцепление колеса с дорогой и управляемость автомобилем, хорошие качественные характеристики в случае применения покрышек с низкопрофильным протектором, а также отсутствует затухание.
Стойки предназначены для активных водителей которые любят спортивный стиль езды, который предъявляет очень жесткие требования к управляемости автомобилем.

Основой специализации фирмы , было и есть производство амортизаторов для автомобилей.
По многих параметрах амортизаторы сделанные этой фирмой, отличаются от продукции производимой другими производителями.
Основные отличия – возможность регулирования характеристик амортизаторов.
Разница между «начальным» положением амортизатора при поставке с заводского конвейера и регулируемое положение «max» составляет 100%.
Предоставляемый регулировочный запас может быть использован для адаптации амортизаторов к различным дорожным покрытиям в соответствии с персональными пожеланиями владельца автомобиля.
Производимые данной фирмой амортизаторы адаптированы практически для любых типов автомобилей, для любого стиля вождения и для широких условий эксплуатации.
Фирма производит более 2500 моделей амортизаторов ежегодно, но при этом конструкторы не отдают симпатий какому-либо одному конструктивному типу: типы амортизаторов выбираются в зависимости от конструкции подвески и задаваемым условиям в которых будет эксплуатироваться автомобиль.

Компания из Бельгии Monroe (очень известное имя на рынке), ежегодно делает поставки амортизаторов для очень многих типов автомобилей.
Амортизатор Sensatrac является последним типом в большом ассортименте производимых ею амортизаторов.
Лишь одна компания Monroe может предложить такую услугу, как производство под заказ амортизаторов для 99% автомобилей.
Амортизаторы Sensatrac фирмы Monroe разработаны на хорошо отработанных технологиях использования давления газа, которые реализовывались в модели Gazmatic.
Новые системы Monroe основываются на накопленном ранее огромном опыте работы в сегменте производства газонаполненных амортизаторов, которые могут обеспечить точную и быструю реакцию при езде.
Система Sensatrac вобрала в себя все эти преимущества и добавила много новых достоинств к рабочим характеристикам амортизаторов: приспособляемость к любым условиям движения, улучшение управлением автомобилем, ускорение реакции при резком маневре.

Прошло уже более полувека, как фирма SACHS стала заниматься производством амортизаторов и сейчас является одним из ведущих брендов в мире, производителем амортизаторов.
Используя многолетний опыт новых разработок, применяя новейшие технологии и материалы, оригинально решая конструкторские задачи, все это дает возможность амортизаторам сделанными фирмой SACHS, стать серийными комплектующими узлами на сборочных конвейерах таких гигантов в автомобилестроении, как Alfa Romeo, Audi, BMW, Mercedes, Lada, Jaguar, Lancia, Peugeot, Saab, Skoda и многих других.
В обычных амортизаторах при возрастании нагрузки на амортизатор, будет пропорционально возрастать и скорость передвижения штока амортизатора.
Работа же амортизаторов SACHS предусмотрена до мелких деталей – при возрастании нагрузки, скорость передвижения штока будет плавно расти до определенного момента, а затем становится стабильной.
Вот откуда берутся – долговечная работа и надежность, комфортная езда и безопасность этих амортизаторов. Гарантию на все свои амортизаторы фирма SACHS дает на один год, вне зависимости от пробега автомобиля.

Призводство данных амортизаторов находится в Германии и этими амортизаторами комплектуются преимущественно автомобили производимые в Германии.
Их продажи за пределами Европы несколько ограничены.
Однако, у специалистов они пользуются очень хорошей репутацией (после объединения концернов Boge и Sachs, торговая марка "Boge» перешла последнему и теперь Sachs выпускает свои амортизаторы под двумя торговыми марками.
По качеству амортизаторы Boge и Sachs не различаются, поскольку они объединили в себе все технологии и мнолетний опыт обеих фирм).

Производитель данных амортизаторов голландская фирма по производству автомобильных запчастей.
Специализируется эта компания на – разработке и внедрении высших стандартов качества по производству автозапчастей и адаптация производимой продукции под государственные стандарты разных стран мира.
ШРУСы и корзины сцепления,крестовины для карданных валов и опорные подшипники, щетки на стеклоочистители, тормозные колодки, воздушные, масляные и топливные фильтры, высоковольтные провода и свечи зажигания, вот небольшой перечень их продукции который постоянно расширяется.
К началу 2011 года, автозапчасти производимые фирмой HOLA можно подобирать уже более чем для 2700 марок, моделей и модификаций автомобилей.
Продукция фирмы HOLA первоначально проектировалась и разрабатывалась специально для российских климатических и дорожных условий.
Амортизаторные жидкости обеспечат нормальную работу амортизаторов в диапазоне температур от – 35 до +120 градусов.
Амортизаторы поставляемые HOLA, расчитаны на пробег не менее 70 000 км, которые они с успехом и выдерживают.

Это амортизаторы производятся в США, а конечно и устанавливаются они в основном на автомобили американской сборки.
Поэтому в розничную продажу их попадает немного, в основном их потребители – сборочные конвейеры автозаводов.
Эти амортизаторы славятся своим очень высокими качественными показателями, но по мнению многих специалистов, они абсолютно не предназначены для наших дорог.
Для них необхлдимы – автобаны с идеальным дорожным покрытием.

И в заключение статьи можно добавить такое: в последние годы, в Турции и Польше наладили производство не очень дорогих вкладышей в «патроны» передних стоек для переднеприводных моделей автомобилей.
Об их качестве, конечно можно долго спорить, но экономия семейного бюджета очевидна, а цена делают такую покупку весьма соблазнительной.
В этой статье дан не полный перечень всех компаний занимающихся производством амортизаторов, об остальных буду писать в другой статье, или в дополнение к этой.
А пока пожелаю всем хорошей дороги и поездок.

Этого теста давно ждали многие наши читатели, да и мы сами, признаться, вздохнули с облегчением, когда груженая яркими коробками редакционная «восьмерка» миновала шлагбаум и оказалась на территории Центрального автополигона под Дмитровом.

Еще год назад мы решили собрать вместе несколько полных комплектов амортизаторов (передние + задние) зарубежного производства, предназначенных для установки на переднеприводные вазовские автомобили, и в ходе «очной ставки» выяснить, как повлияет их установка на поведение машины, в чем их различия и велико ли преимущество перед отечественными.

Для теста мы отобрали пять комплектов амортизаторов известных зарубежных фирм - Monroe, Sachs, Koni, Kayaba и De Carbon - и, конечно, комплект новых «родных» амортизаторов СААЗ. Готовились мы к испытаниям долго, и наше любопытство и нетерпение росло пропорционально количеству амортизаторов. А в свете выбранной нами методики испытаний вся история с амортизаторами приобрела и вовсе детективную окраску. Но - все по порядку.

В «перевернутой»стойке McPherson, изобретенной Де Карбоном, изгибающие усилия воспринимает корпус однотрубного амортизатора, а его шток крепится к днищу корпуса стойки

Так устроены двухтрубные амортизаторы - и чисто гидравлические, и газонаполненные низкого давления

ВНОВЬ ЛИКБЕЗ

Все современные гидравлические телескопические амортизаторы, применяемые в автомобилестроении, по своей конструкции подразделяются на три категории. Первую составляют чисто гидравлические двухтрубные амортизаторы (многие называют их масляными), в которых шток с поршнем перемещается во внутреннем, рабочем цилиндре, а вытесненное при движении штока внутрь масло перетекает во внешний цилиндр, который служит корпусом амортизатора. При этом компенсационный объем внешнего цилиндра заполнен обычным воздухом при атмосферном давлении. Главный недостаток в том, что масло при работе вспенивается и ухудшает работу клапанов амортизатора во время быстрых ходов поршня.

Вторая группа - газонаполненные двухтрубные амортизаторы низкого давления, которые профессионалы часто называют «поддутыми». Они отличаются от первых в основном тем, что в компенсационную емкость внешнего цилиндра закачан азот под давлением в две-три атмосферы. Давление газа внутри них заставляет масло работать по-иному - оно меньше вспенивается и обеспечивает более стабильную работу клапанов. Такие амортизаторы процентов на 10-15 дороже чисто гидравлических.

Амортизаторы третьей группы - однотрубные высокого давления - стоят особняком. Как следует из названия, их корпус является одновременно и рабочим цилиндром, а компенсационный объем, который заполнен азотом под давлением от пяти до двадцати пяти атмосфер, отделен от рабочего свободно плавающим разделительным поршнем. Высокое давление еще сильнее уменьшает тенденцию масла к вспениванию, и «однотрубники» славятся четкой и бесшумной работой. Особенно их преимущества заметны при «быстрой» работе подвески, именно поэтому они господствуют в мире авто- и мотоспорта.

Кстати, однотрубные амортизаторы появились раньше «поддутых», а обычные гидравлические «двухтрубники» постепенно уступают место под солнцем газонаполненным.

КАК ИСПЫТЫВАТЬ?

Что и говорить, компания подобралась пестрая. Хоть мы и старались выбирать равных соперников (все амортизаторы дорожные, а не из спортивных серий), но среди комплектов есть представители всех трех конструкций. Смущало то, что сложилось устойчивое мнение: простые гидравлические амортизаторы доживают свой век, газонаполненные «двухтрубники» лучше, а однотрубные высокого давления - вообще на вершине технического прогресса. С другой стороны, столкнув лбами соперников разных конструкций, мы сможем в нашем конкретном случае подтвердить или опровергнуть это мнение, во всяком случае, хоть както прояснить картину. Это первая линия интриги нашего теста.

Но есть и вторая. Дело в том, что дорожные испытания, когда эксперты ездят на автомобиле и оценивают его плавность хода и управляемость по своим субъективным критериям, мы всегда предваряем замерами. Вот и на этот раз мы решили водрузить амортизаторы на специальный стенд и снять так называемые скоростные характеристики, то есть зависимость усилия сопротивления на штоке от скорости его перемещения. Она, как правило, имеет нелинейную форму, обусловленную сложной конструкцией клапанов и перепускных отверстий, и, по теории, наиболее полно описывает поведение амортизатора. И если в ходе испыта-



Monroe Gas-Matic - двухтрубные амортизаторы низкого давления, сделанные в Бельгии. Эта фирма - мировой лидер по объемам продаж амортизаторов сектора atttermarket (в качестве запчастей). Комплект Gas-Matic для Самары относительно недорог ($302), хорошо упакован и снабжен всеми гайками, шайбами и чехлами с отбойниками для задних амортизаторов.



Koni Special - двухтрубные гидравлические амортизаторы. Постоянным читателям Авторевю эту голландскую фирму представлять нет нужды. За многие годы у фирмы сложился имидж производителя элитных амортизаторов, рассчитанных на ценителей. Под стать имиджу и цена - $395 за комплект. В него входят гайки, шайбы и отбойники для задних амортизаторов, которые, кстати, имеют два варианта расположения опорной чашки пружины по высоте - для машин, эксплуатируемых с частичной или полной нагрузкой.



Sachs Super. -Этo комплект газонаполненных амортизаторов, к нашему удивлению, смешанной конструкции. Передние - двухтрубные «поддутые». а задние - однотрубные. Одна из старейших немецких фирм, впрочем, выпускающая не только амортизаторы, пользуется хорошей репутацией, а сгинь низкую пену комплекта амортизаторов Sachs для Самары на российском рынке (около $200) дилеры объясняют тем, что фирма дает большие скидки в рамках государственной программы помоши Германии восточно-европейским странам. В комплект входят гайки, шайбы, резинки и отбойники для задних амортизаторов.



Kayaba (KYB) - это японские гидравлические двухтрубные амортизаторы. За рубежом эта фирма довольно известна, особенно у себя на родине, а в Европе ее продукция часто встречается в бывших соцстранах. Цена комплекта очень высока - $438, в него входят гайки и шайбы. Вообще-то для Самары выпускаются и газонаполненные «двухтрубники» Kayaba. но нам достались чисто гидравлические.

De Caibon Confort - комплект однотрубных амортизаторов высокого давления французского производства. Это единственные «бесценные» амортизаторы в нашем тесте - их продажи в России только планируются, и цена для нашего рынка пока не определена. Фирма знаменита тем, что ее основатель, инженер Де Карбон, изобрел газонаполненный «однотрубник». С тех пор здесь выпускают амортизаторы только высокого давления. Де Карбон запатентовал и инвертированную, «перевернутую», конструкцию однотрубного амортизатора для подвески MacPherson, по которой сделаны передние патроны для нашей Самары: толстый шток на самом деле не что иное, как сам амортизатор, а настоящий шток направлен вниз и крепится к днищу фальш-корпуса.

СААЗ. Эта благозвучная аббревиатура принадлежит Скопинскому автоагрегатному заводу, который сроду не выпускал других амортизаторов, кроме «гидравлики». Комплект этих пугающих облупившейся черной краской амортизаторов можно купить где угодно всего за 500- 700 тысяч рублей. В «комплект» не входят даже гайки, но зато передние амортизаторы СААЗ «готовы к употреблению»: не надо искать для установки пустые корпуса или потрошить старые, как в случае с импортными патронами-вставками.

ний обнаружится однозначная связь между формой этих кривых и экспертными оценками «живого» автомобиля, то в дальнейшем можно будет, лишь взглянув на характеристику, сразу сказать, чем этот амортизатор хорош и чем плох. Интересно? Нам тоже.

Чтобы избежать влияния на экспертов имиджей и громких имен амортизаторных фирм, мы решили провести так называемый «слепой тест», когда испытатели не знают, что за комплект стоит на автомобиле в этот раз. Двое из нас в укромном местечке меняли амортизаторы втайне от экспертов и после регулировки углов установки передних колес предъявляли им автомобиль «инкогнито». Вариант номер один, номер два... Ну, а испытатели, принимая правила ифы, не заглядывали под колесные арки. Даже порядок установки двое «механиков» определили путем жеребьевки. Написали на шести бумажках названия комплектов, перевернули, разложили на капоте - и вот жребий брошен, откручена первая гайка, поставлен первый комплект. Их очередность мы раскроем вам потом, а пока милости просим в «вось-

мерку», прокатиться с испытателями по спецдорогам автополигона. Потрясемся на булыжнике, прохватим по «горной дороге», повизжим шинами при выполнении маневра «переставка».

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: ДЛЯ НАЧАЛА - НЕПЛОХО

Да, это уж точно не «родные» амортизаторы и, похоже, газонаполненные. Автомобиль стал цельным, подвеска - «мускулистой», плавная раскачка на неровностях сменилась резковатыми покачиваниями. «Восьмерка» теперь подробней, чем обычно, повторяет профиль дороги, и с ростом скорости эта тенденция усиливается. Но зато после проезда крупных пологих волн машину не раскачивает вверх-вниз, и уж конечно, бездействуют буферы-ограничители хода сжатия. То есть энергоемкость подвески стала выше, но заплатить за это пришлось заметной вибронагруженностью. Кузов машины четко реагирует на проезд швов и стыков на асфальте ощутимыми толчками, а когда сворачиваешь на булыжную мостовую, то пол и подушки сидений начинают заметно вибрировать. Причем, если сесть в «восьмерку» вчетвером или впятером, то вибрации становятся еще сильнее.

На прямой «восьмерка» ведет себя уверенней, чем обычно, и вплоть до максимальной скорости «стоит» на дороге не рыская.

В поворотах ощущаешь ту же уверенность, хотя степень недостаточной поворачиваемости ничуть не меньше, чем обычно. «Восьмерка» входит в вираж не очень охотно, «задумываясь» и стремясь распрямить траекторию, и поэтому требует больших, чем хотелось бы, углов поворота руля.

Крены невелики, траекторию маневра машина «пишет» стабильно, на сброс газа, хоть и с запаздыванием, но реагирует как надо, плавно ввинчиваясь внутрь поворота.

Так что первый блин не вышел комом. За исключением вибронагруженности, недостаточной поворачиваемости и несколько вялой реакции на сброс газа, нам понравились энергоемкость подвески, отсутствие излишней раскачки кузова и прогнозируемость поведения машины.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: И КОГДА НА МОРЕ КАЧКА...

И куда девалась та «мускулистость», собранность «восьмерки» в первом варианте? Машина стала расхлябанной, раскачивается на неровностях вверх-вниз, а в поворотах еще и с борта на борт. Как сказали бы моряки - сильная килевая и бортовая качка. Может быть, хоть вибронагруженность такой «мягкой» подвески уменьшилась? Дудки! Вибраций и шумов даже больше, чем в первый раз. «Зашлепали» на стыках шины, «заговорили» привычными дребезжащими голосами пластиковые панели салона. Очень похоже на «родной» вариант...

Вибрация на булыжнике немного усилилась, и вдобавок машина стала раскачиваться на мощеной камнем дороге (оказывается, булыжное покрытие еще и волнообразное) и ощутимо передавать толчки на руль. В повороте - солидная недостаточная поворачиваемость, вялые реакции, значительные крены...

Но по достижении предела сцепных свойств шин, уже в скольжении, управлять этой «размазней» оказалось удобно! Конечно, если знаешь, что делать. То есть прогнозируемость в этом варианте выше, и это, пожалуй, единственное его преимущество...

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ

Вот это да! Такого преображения мы и не ожидали. Уже затюканная нашей критикой «восьмерка» теперь начала демонстрировать превосходные ездовые качества, порой напоминая «породистую» иномарку. Машина не столь подробно отслеживает неровности, как с первыми амортизаторами, но и не раскачивается, как со вторыми. Она словно вобрала в себя все лучшие качества предыдущих вариантов.


Швы и стыки все же не остаются незамеченными, отзываясь еле заметными хлопками, но все «тестовые» неровности отлично гасятся подвеской, вызывая лишь легкие покачивания кузова. Поведение «восьмерки» на булыжнике напоминает первый вариант, но поперечные волны теперь сглаживаются лучше. И на изменение нагрузки машина почти не реагирует.

А управляемость? Реакции автомобиля стали быстрыми, четкими и точными. На скоростной прямой он отлично держит дорогу, а в повороте благодаря почти нейтральной поворачиваемости словно сам отслеживает траекторию, отчасти даже исправляя огрехи водителя. И мы, позабыв про все мыслимые ограничения, начали носиться по полигону, упиваясь тем несравненным ощущением слитности, взаимопонимания с машиной, столь ценимым всеми активными водителями. А «восьмерка» все подзуживала нас: «Ну давай, жми на полную, не бойся, я теперь умею больше, чем обычно».

И впрямь, на знакомом серпантине «горной дороги» нам подсознательно стало казаться, что быстрее не позволяет ехать только мотор, а стрелка спидометра меж тем давно перевалила за пристрелянные в этих поворотах отметки...

Как же нам не хотелось снимать эти амортизаторы!

Но двое из нас крутят гайки - и очередной комплект наготове.

ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ: РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

А мы еще боялись, что все амортизаторы будут одинаковыми... «Восьмерка» вновь изменилась и, увы, не в лучшую сторону.

На небольших скоростях подвеска стала излишне жесткой - демпфирование мелких неровностей где-то на уровне первого варианта, а вот повторение профиля дороги стало даже более подробным, и «восьмерку» теперь неприятно потряхивает на волнах асфальта. Возросла и вибронагруженность на булыжной мостовой.

«Жесткая - значит спортивная», - подумали мы и поддали газу. А жесткость возьми и уйди куда-то на второй или даже на третий план - на скоростях свыше 100 км/ч «восьмерка» вдруг начинает слепка раскачиваться и вместо спортивной подтянутости проявляет черты «американизма». Вдобавок на прямой машина начинает «плавать» на больших скоростях.

В поворотах - тоже двойственное поведение. При спокойной езде все вроде бы в норме, хотя и особых восторгов от управления «восьмеркой» с этими амортизаторами мы не испытали. А вот если войти в вираж побыстрее, то, помимо солидной недостаточной поворачиваемости, начинает мешать отсутствие четкой взаимосвязи между действиями водителя и реакциями машины. Ну не чувствуем мы автомобиль, не понимаем. Он почему-то при выполнении «переставки» сначала откликается на вращения руля неохотно, с ленцой, а потом в последний момент вдруг спохватывается и все же успевает выполнить то, что от него требовали. И хотя скорость на «переставке» была достигнута большая, но только потому, что за рулем были испытатели, которым под силу «заставить» машину ехать как надо, поборов ее коварную ленцу. Но вот когда экстренный маневр придется выполнять обычному водителю, то из черт, свойственных «восьмерке» с этими амортизаторами, в помощь будет лишь четкая, быстрая реакция на сброс газа.

Может быть, следующий вариант будет лучше?

ВАРИАНТ ПЯТЫЙ: ЕЩЕ ХУЖЕ

Тщетны были наши надежды. Теперь легкое «раздвоение личности» переросло в клиническую шизофрению: машина стала откровенно жесткой и валкой, ярко проявив почти все отрицательные черты характера подвески.

Что касается плавности хода, то «восьмерка» предельно внимательно стала относиться к каждому камешку на пути, сообщая о нем сидящим внутри. Машина ныряет в каждую ямку, выпрыгивает на каждой кочке, неприятно потряхивая седоков, и с ростом скорости эти толчки ослабляются ненамного.


Сворачиваем на булыжную мостовую. О Боже! Так нас еще не трясло - вибрируют и подушки сидений, и пол, и «баранка», а машина при этом еще и скачет по булыжным волнам вверхвниз. Может быть, с полной нагрузкой будет тише? Нет, еще хуже. А если побыстрее? Вновь ухудшение...-

Маневр «переставка»: «восьмерка» пересекла невидимые инфракрасные нити, запечатлев на табло оптоэлектронного измерителя входную скорость, и резко ушла влево, огибая воображаемое препятствие.

Попадет в размеченный коридор или нет?

И при этакой жесткости подвески в реакциях машины вновь, как и в предыдущем варианте, появились валкость и ленца в откликах на управляющие действия. Неплохо машина едет только по прямой, а на входе в поворот упрямится - вроде и скорость невелика, и вираж знакомый, а руль крутить приходится с перехватом на существенно больший угол. Скорость чуть выше - и «восьмерка» вдруг неожиданно начинает визжать передними шинами, словно являя собой наглядное пособие: вот что такое «классическая недостаточная поворачиваемость». Едет себе наружу поворота, и на сброс газа - ноль внимания. А это еще не предельные режимы! На «переставке» к сильнейшему сносу добавляется и боковая раскачка, и запоздало возникающий, глубокий, растянутый во времени занос, переходящий в курсовые колебания. Бр-р-р...

С этим комплектом мы расстались без всяких сожалений.

Скоростные характеристики амортизаторов

Чем быстрее перемещается шток, тем больше усилие сопротивления, развиваемое амортизатором. Ну, а каковы эти зависимости, и демонстрируют скоростные характеристики.

Экспертные оценки управляемости и плавности хода автомобиля ВАЗ-2108 с разными амортизаторами

Место

Номер и название комплекта амортизаторов

Оценка плавности хода

Оценка управляемости

Сумма баллов

на пологих волнах

на швах, стыках, жестких неровностях

на булыжнике

на скоростной прямой

в повороте

в предельном повороте

в маневре «переставка»

предельная скорость маневра «переставка», км^

Вариант 3 Koni Special

Вариант 6 Sachs Super

Вариант 1 Monroe Gas-Matic

Вариант 4 Kayaba (КУВ)

Вариант 2 СААЗ

Вариант 5 De Carbon Contort

ВАРИАНТ ШЕСТОЙ: ДЕСЕРТ

Причудливо тасуется колода! Последний вариант судьба-индейка словно приберегла нам на сладкое. Такое ощущение, что за полтора часа замены амортизаторов некая бригада добрых волшебников в оранжевых жилетах успела положить на дорогах полигона новый асфальт, ровный и гладкий. Где швы? Где стыки? Куда камни с дороги подевались? Чудеса...

Подвеска «восьмерки» теперь напоминает американскую - мелкие неровности отзываются еле слышными шлепками шин, а пологие волны вызывают плавные покачивания, причем не столь заметные, как во втором варианте.

На скоростной прямой автомобиль надежно, не рыская, держит курс, а в поворотах картину омрачает лишь чуть большая, чем в третьем варианте, недостаточная поворачиваемость. «Восьмерка» на входе в поворот сначала «упирается», но потом подчиняется воле водителя, активно «подрабатывая» задней осью. И потом, во время маневра, ведет себя отлично, быстро и четко реагируя на руление и сброс газа и позволяя хорошо управлять скольжениями. Но той восхитительной взаимосвязи водителя с машиной, что была в третьем варианте, все же нет.

Все! Работа закончена, и можно собраться вместе с экспертами и назвать имена.

ОТКРЫВАЕМ КАРТЫ

Третий вариант, восхитивший нас рафинированной управляемостью и хорошей плавностью хода, - это амортизаторы Koni Special, которые подтвердили свою высокую репутацию, завоевав первое место «в абсолюте». Браво!

Шестой вариант, не дотягивающий до голландских амортизаторов по управляемости, но даже чуть выигрывающий по плавности хода, - это Sachs Super, и получил он в нашем тесте «серебро».

В первом варианте, «мускулистом» и жестковатом, в подвеске «восьмерки» работали амортизаторы Monroe Gas-Matic. Их мы поставили на третью ступеньку пьедестала, присудив «бронзу».

Четвертым вариантом, занявшим четвертое же место, были страдающие «раздвоением личности» японские амортизаторы Kayaba.

Излишне мягким и притом вибронагруженным вторым вариантом, как угадали эксперты, были амортизаторы СААЗ, оттесненные зарубежными «коллегами» на пятое место.

И вот неожиданность - аутсайдерами оказались именитые «однотрубники» De Carbon Confort, выступавшие под пятым номером. Это единственные амортизаторы, которые мы не рекомендовали бы ставить в подвеску Самар. Ну, а все остальные амортизаторы, включая и скопинские, в той или иной мере пригодны для вазовских переднеприводников. И если в подвеске вашей машины уже трудятся, например, патроны и стойки Kayaba или Monroe, не спешите их менять на Sachs или Koni. Ведь их характерные особенности, подмеченные нами, - всего лишь нюансы, на которые многие могут и не обратить внимания, хотя отличие зарубежных амортизаторов от отечественных не заметить сложно. Установка каждого из них изменит поведение машины, хотя и не превратит ее в иномарку. Так что тем, кто только думает над такой заменой, советуем перечитать наш тест и выбрать, какие из нюансов ему важнее.

ЕЩЕ ОДИН ГВОЗДЬ В ГРОБ ОБЪЕКТИВИЗМА

Расставив амортизаторы по ранжиру, мы расстелили перед собой графики скоростных характеристик и, как обещали, попытались найти какие-то закономерности. Не получалось! Обратились к инженерам-подвесочникам - и те тоже развели руками. Найти хоть скольконибудь однозначную связь между формой кривых и поведением реального автомобиля на дороге нам не удалось.

Например, характеристики амортизаторов Sachs очень похожи на скопинские, но в работе все получилось иначе! И вряд ли это различие можно объяснить лишь одной «газонаполненностью» немецких изделий.

А характеристики патронов De Carbon и Koni? Очень похожи. А какие разные на самом деле! Правда, задние французские амортизаторы заметно отличаются от остальных большим усилием, и мы постараемся выяснить, почему.

Наш эксперимент, помимо чисто практических результатов, подтвердил и правильность методики наших тестов с приоритетом субъективной экспертизы над инструментальными измерениями. Да, вибростенд для испытаний амортизаторов беспристрастен и точен, но распечатки результатов говорят лишь о том, как амортизатор работает в «тепличных» условиях лаборатории. Но все намного сложнее - амортизатор при реальной работе нагревается до 90°С, а шток совершает сложные колебания в более широком спектре частот. Поэтому судить по результатам одних промеров о том, как поведет себя на дороге автомобиль с этими амортизаторами, нельзя - надо ставить и ездить, ездить и ездить, как это делают, в частности, инженеры на заводе Koni и как это делаем мы.

А что касается «газонаполненности», то тут тоже не все ясно. Да, второе и третье места заняли газонаполненные амортизаторы, но победителем-то стала «гидравлика»! А однотрубные De Carbon и вовсе стали аутсайдерами. Так что «газонаполненность», как выясняется, вовсе не панацея от «подвесочных» бед, а хороша лишь в сочетании с продуманной идеологией и инженерной проработкой.

Комплексные экспертные оценки амортизаторов


Пока испытатели отдыхают в «холодильнике» (так мы окрестили оснащенный кондиционером редакционный Discovery), двое «механиков» в укромном уголке крутят гайки

К этому вопросу мы еще вернемся, равно как постараемся организовать и более-менее корректный цикл ресурсных испытаний наших «подопечных». Ведь и нам, и читателям интересно узнать, сколько проживут на наших дорогах эти амортизаторы.

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ Л. ГОЛОВАНОВ
Фото Л. Голованова

Данная статья посвящена вопросу о том, какие амортизаторы лучше поставить. Из нее вы узнаете многое про амортизаторы, их виды и то, как нужно производить замену в случае неполадок.

Одной из самых популярных тем обсуждения среди автолюбителей являются автомобильные амортизаторы. С каждым днём "копилка" водительских историй пополняется новыми рассказами и байками об этой необходимой детали авто. И каждый в обязательном порядке интересуется тем, какие амортизаторы лучше - газовые или масляные.

По свойствам конструкции амортизаторы делятся на гидравлические и газовые. Также существуют одно- и двухтрубные модели, в которых присутствует (или отсутствует) возможность регулировки. Стоит напомнить о том, что работа всех механизмов осуществляется при помощи цилиндра, в котором происходит движение поршня. От количества движений поршня зависит плавность и удобство перемещения автомобиля. Объем проходящей через клапан амортизирующей жидкости влияет на тип амортизатора, а именно на то, мягкий он или жёсткий.

Газовый амортизатор состоит из двух цилиндров, между которыми перетекает масло. На сегодняшний день такие устройства являются довольно простыми в использовании и дёшевыми. Поэтому если вы думаете о том, какие амортизаторы лучше, то стоит сделать свой выбор в пользу газовой комплектации. На автомобили семейной категории лучше всего выполнять установку двухтрубных гидравлических амортизаторов, так как они идеально подходят для водителей, предпочитающих спокойный стиль езды. Если вы не сторонник экстремального стиля - это то, что вам нужно.

Дело в том, что во время автомобильных соревнований, где приходится совершать резкие движения, масло вскипает до высокой температуры и амортизатор в итоге прекращает работать. Этот тип амортизаторов охлаждается дольше (в отличие от однотрубной комплектации, в которой масло должно выдерживать перепады температуры не более 150 градусов).

Если вы ещё не определились с тем, какие амортизаторы лучше, то стоит отметить, что двухтрубным присущи большая инертность и масса. При их монтировании на автомобиль требуется увеличение неподрессоренной массы. По словам специалистов, не следует устанавливать данный тип амортизаторов на современные автомобили, которые способны развивать высокую скорость. А если смотреть на это изделие со стороны потребителя, то среди главных преимуществ можно отметить низкую цену.

В однотрубном газовом амортизаторе нет второго резервуара, который необходим для демпфирования газа и рабочей жидкости. Запомните, что при установке нельзя размещать амортизаторы вниз "головой". Когда вы решаете, какие амортизаторы лучше, не забывайте, что у однотрубных отсутствуют недочеты двухтрубных. Единственным существенным недостатком однотрубных газовых амортизаторов является завышенная цена. Двухтрубное устройство с газовым подпором является неким компромиссом между газом и гидравликой. Они более выносливы (в отличие от обычных гидравлических) и стоят намного дешевле, чем газовые. Газ в них находится под давлением, а масло не вспенивается при нахождении в нагретом состоянии.

При замене амортизаторов многие автомобилисты сталкиваются с проблемой выбора. Конечно, поиск по каталогам запчастей сразу выдает все возможные варианты амортизаторов, подходящие именно для вашей модели авто. Но какому производителю доверить десятки тысяч километров дорог, и чья продукция пройдет их достойно?

Для тех, кто может себе позволить не экономить и не хочет экспериментировать дам простой совет - ставьте оригинальные амортизаторы.

Этот совет действует не всегда. Если у вас относительно недорогой автомобиль, то вы, возможно, уже успели разочароваться в качестве амортизаторов установленных производителем.

Как выбрать амортизаторы?

В первую очередь нужно определиться с тем, какие амортизаторы теоретически можно установить на ваш автомобиль. Специалисты легко определят подходящие вам амортизаторы по специальным каталогам запчастей, например по TecDoc. Вы можете самостоятельно найти подходящие вам амортизаторы на сайтах интернет-магазинов запчастей, например exist.ru , в основу каталога которого и положен TecDoc. Также на этих сайтах вы сможете сориентироваться по ценам, чтобы критически осмысливать цены на амортизаторы, которые назовут в автосервисе.

Вряд-ли кто-нибудь из простых автомобилистов будет задумываться о тюнинге амортизаторов или установке на свой автомобиль спортивных вариантов. Сейчас самое широкое распространение получили масляно-газовые амортизаторы, помимо них существуют масляные и газовые. Масляные амортизаторы можно считать упрощенной версией масляно-газовых. Газовые амортизаторы предназначены для спортивных автомобилей, они жестче двух других типов, зато обеспечивают большую управляемость и сцепление с дорогой, жертвуя при этом комфортом.

Скорее всего на вашем автомобиле установлены именно газовые амортизаторы, а если он переднеприводный, то можно с уверенностью сказать, что это не просто амортизаторы, а амортизаторные стойки McPherson.
Подвеска MacPherson (Мак-Ферсона) - тип автомобильной подвески, основным элементом которой является амортизаторная стойка. Амортизаторная стойка McPherson - это конструкция, объединяющая в себе переднюю стойку и амортизатор. Зачастую вокруг стоки располагается пружина, которая держит вес кузова. Стойка McPherson может использоваться как в качестве переднего, так и заднего амортизатора.

Какие купить амортизаторы?

Спасибо брэндам, за то, что нам не нужно долго и тщетно думать над этим вопросом. Достаточно знать кто из современных производителей делает самые надежные амортизаторы и подходит ли нам его цена.

Расскажу о наиболее распространенных марках амортизаторов.

  • Амортизаторы Koni - в отличие от большинства амортизаторов других производителей, имеют возможность регулировки характеристик амортизатора, с помощью которой можно менять жесткость в широких пределах. Эта система позволяет адаптировать амортизатор к различным дорожным условиям в соответствии с индивидуальными требованиями владельца автомобиля.
    Высокое качество, немного дороже, чем близкие по качеству амортизаторы других производителей.
  • Амортизаторы Sachs - известный немецкий производитель комплектующих для автомобилей, в том числе и амортизаторов. Амортизаторы SACHS предлагаются в двух исполнениях: Super Touring и Advantage. Super Touring – это амортизаторы, которые поставляются на конвейер. Они полностью соответствуют спецификациям автопроизводителей. Advantage – это амортизаторы которые специально разработаны для более активной, спортивной езды. Поставляет свою продукцию на сборочные конвееры SAAB, VW, BMW, Volvo, Audi, а так же для установки на болиды "Формулы-1"
  • Амортизаторы Boge - торговая марка концерна Sachs, Амортизаторы BOGE предлагаются в двух исполнениях Boge automatic и Boge turbo. Амортизаторы Boge automatic соответствуют по своим техническим характеристикам амортизаторам, которые устанавливаются на конвейере автопроизводителей. Это амортизаторы, отвечающие всем требованиям повседневной жизни. Их износ при нормальных условиях эксплуатации очень низок. Для тех, кто предпочитает спортивный стиль вождения лучший выбор - это амортизаторы Boge turbo. Эти амортизаторы разрабатываются и производятся для каждого конкретного типа автомобиля.
  • Амортизаторы Bilstein - Амортизаторы BILSTEIN производятся с 1954 года. Самые престижные марки автомобилей, такие как Мерседес, Ягуар, Проше, Феррари, Мазератти комплектуются сегодня амортизаторами BILSTEIN уже на сборочном конвейере. Присутствуют в основном на рынке газовых амортизаторов, которые предназначены для спортивных автомобилей и их прототипов. Устанавливаются на Porsche Boxter, MB, Ferrari, BMW.
  • Амортизаторы Kayaba - KYB Corporation - ведущий производитель гидравлического оборудования в мире. На 15 заводах по всему миру ежегодно производится порядка 75 миллионов амортизаторов. Компания KYB это крупнейший поставщик оригинальных амортизаторов на автомобильные заводы по всему миру, охватывающий четверть этого рынка. На вторичном рынке амортизаторов KYB занимает первое место в Европе. Штаб-квартира компании находится в Токио, Япония. На головном предприятии и в филиалах с офисами по всему миру работает более 11 500 человек. Основные предприятия расположены в Японии, Европе, Азии и США.Большинство специалистов и автомобилистов выбирают именно амортизаторы Kayaba.
  • Амортизаторы Monroe - корпорация Tenneco Automotive производит широчайший спектр амортизаторов, покрывающий потребности более 98% моделей мирового автомобильного парка. Доля компании на европейском рынке составляет более 30%. Многие автомобильные гиганты устанавливают амортизаторы с маркой Монро и на конвейере. Среди них Audi, Chrysler, Ford, GM, Isuzu, Landrover, Mazda, Mercedes, Mitsubishi. Несколько лет назад Monroe начала поставлять свою продукцию на сборочные конвееры некоторых заводов Volkswagen Group, Volvo, Porsche.

Все эти знаменитые бренды производят свою продукцию как в своих родных странах, так и на заводах по всему миру. Не нужно объяснять, что качество амортизаторов, изготовленных в Германии или Японии по определению выше, чем китайских или польских. Обычно продавцы запчастей, скажем так, не в полной мере раскрывают истинную страну производителя. Например, зачастую на коробках значится одна страна, а на самих амортизаторах выбито "Made in China". Не нужно думать, что вам подсунули обязательно подделку, это такие же амортизаторы известной марки, только изготовленные в Китае, возможно, их качество и будет немного ниже. Однако всегда больше доверяешь амортизатору на котором красуется "Made in Japan".

Но, иногда продавцы могут просто рассмешить своими рассказами. Для примера возьмем амортизаторы Kayaba или Bilstein производимые для отечественных автомобилей, или иностранных автомобилей российской сборки. Странно слышать, что амортизаторы для Жигулей сходят с конвееров в Германии или Японии, скорее всего это китайское производство.

Тема выбора конструкции амортизатора касается не всех автомобилистов. Многие чётко знают, что им нужны газовые амортизаторы, другим — масляные, третьим — только газомасляные. Остальные вообще не знают, какие типы амортизаторов автомобиля бывают.

Амортизаторы на автомобили устанавливаются на каждую точку опоры (колесо). Обычно четыре колеса — четыре амортизатора. Их основное назначение – это гашение колебаний, после проезда неровных участков дороги. Поэтому вопрос о том, как правильно выбрать амортизаторы — легко решается. Гораздо сложнее .

В паре с каждым амортизатором всегда работает пружина. Пружина при попадании колеса на кочку начинает сжиматься, гася удар. Соответственно после этого происходит обратное действие – разжатие. Задача амортизатора — плавно гасить разжатие пружины. Что способствует более краткому возвращению точки опоры (колеса) в исходное состояние, в котором автомобиль максимально устойчив.

Какой тип амортизатора лучше? Газовый или масляный?

Работу амортизатора может поддерживать специальная конструкция, которая выполнена следующим образом: внутри цилиндра ходит поршень с отверстиями, клапанами разных диаметров и направлений, пропуская масло или газ. Соответственно, при сжатии пропускная способность отверстий и клапанов в несколько раз больше, чем при растяжении.
В производстве амортизаторов, наряду с масляными, применяются воздушные демпфирующие камеры. Одним из основных отличительных качеств газовой среды в амортизаторах является увеличение жёсткости при ускорении движения штока. Чего не скажешь о масляных амортизаторах. Но их характеристики зависят и от производителя, поэтому нелишним будет задать вопрос продавцу о том, какой фирмы амортизаторы выбрать для вашего транспорта.

Газомасляными амортизаторами называют те же самые газовые амортизаторы. Так как не существует чисто газовых амортизаторов. Всегда есть смесь газа и масла в конструкции.

В итоге получается следующее. Масло, как более насыщенная среда имеет меньшую степень сжатия, чем газ. Поэтому масляные амортизаторы более жёсткие, чем газовые. В обычных режимах газовые амортизаторы более эластичны, чем масляные. Но при изменении скорости перемещения штока, газовые амортизаторы становятся гораздо более жёсткими в отличие от масляных. На практике масляные амортизаторы мягче, чем газовые. Дело тут в настройках которыми оснащают амортизаторы заводы-изготовители.

Чтобы владелец не думал как выбрать амортизаторы для автомобиля, завод-изготовитель, после специальных расчётов, заранее устанавливает на автомобиль нужные амортизаторы. Учитывается множество факторов - прежде всего вес автомобиля и конструкция подвески. Поэтому самостоятельно экспериментировать с амортизаторами нельзя. На каждую модель автомобиля производитель изготавливает как масляные, так и газовые амортизаторы. И поэтому применяйте газовые амортизаторы для более ровных дорог, так как они жёсткие, а масляные — для неровных. Они мягче проходят кочки и неровности.

Производство газовых амортизаторов сложнее и дороже, чем масляных. Так как используются дополнительные демпфирующие камеры и специальные уплотняющие материалы. Долговечность зависит от качества исполнения. Газовый амортизатор сложнее по своему устройству. Поэтому масляный амортизатор надёжней, так как его конструкция проще. Цена газовых амортизаторов выше.