Что это за услуга?

При возникновении неисправностей в системе стеклоподъемника не всегда требуется замена всего узла целиком. Например, часто возникают ситуации, когда из-за частого использования стеклоподъемника, тросик, приводящий в движение стекло, изнашивается. В этом случае ремонтные работы могут ограничиться простой заменой тросика стеклоподъемника . Также распространена поломка только самой кнопки вследствие износа контактов или залипания клавиши. Здесь поможет обычная замена износившегося элемента на новый.

Более трудоемким и затратным будет ремонт в случае поломки моторчика стеклоподъемника. Значительно понижается ресурс действия этого устройства из-за частой эксплуатации в жаркое время года, что способствует перегреву обмотки электродвигателя. Замена привода стеклоподъемника двери с разборкой в этом случае – единственный возможный вариант восстановления работоспособности механизма. Оригинальный моторчик, как правило сложно приобрести, а китайские аналоги быстро выходят из строя. Поэтому, если есть возможность частичной замены неисправных элементов электродвигателя, то лучше ей воспользоваться.

Признаки того, что необходима замена стеклоподъемника

Причин износа механизма стеклоподъемника может огромное количество, начиная от некачественной установки, заканчивая попаданием в паз стекла посторонних предметов. Первыми признаками того, что с механизмом возникли какие-то неполадки могут служить посторонние звуки при поднятии или опускании стекла, замедление процесса открытия, заклинивание или поднятие рывками, а также полное отсутствие реакции на нажатие соответствующих клавиш.

Механизм стеклоподъемника приводится в движение электродвигателем с редуктором. Электродвигатель принимает входной сигнал от переключателя и перемещает стекло вверх или вниз. Механизм стеклоподъемника передает движущую силу электродвигателя на опускное стекло, поднимая или опуская его. Механизм состоит из двух направляющих, тонкого металлического троса и нескольких пластмассовых деталей, которые фиксирует положение троса. Эти пластмассовые детали со временем ломаются, что приводит к ослаблению троса, и опускное стекло падает во внутрь двери. Это потребует замену механизма стеклоподъемника в сборе.

Большая часть электродвигателей и механизмов стеклоподъемника продаются как единый узел.Стоит так же следить за тем,чтобы не было дефектов на лобовом стекле - это может быть опасным, потому что трещины и сколы могут мешать обзору водителя, в таком случае сделать .

Имейте ввиду

Менее распространенная, но все же встречающаяся поломка, заключается в износе роликов. Обычно в механизме стеклоподъемника их 4 штуки – 2 нижних, 1 верхний и 1 предназначен для натяжения троса. Причиной поломки служит их перетирание металлическим тросом. Распознать неисправность также не составит труда – при работе электродвигателя – стекла будут оставаться на месте.

Модели автомобилей с предусмотренной опцией автоматического дожима стекол, после закрытия дверей, требуют дополнительных ремонтных работ при замене электростеклоподъемника.





Насколько это важно

От исправности стеклоподъемника зависит порой не только комфорт нахождения в автомобиле, но и возможность выполнения определенных операций. Например, передача документов сотрудникам ГИББД или оплата услуг, при которых не требуется открытие двери.

Основные причины, почему это происходит

  • Опускное стекло не поднимается или не опускается
  • Стекло двери опустилось вниз и не поднимется
  • Шумная работа стеклоподъемника
  • Перекос опускного стекла при подъеме или опускании

Перечень основных работ:

  • Снимите обшивку двери.
  • Снимите и замените неисправный регулятор.
  • Проверьте работоспособность стеклоподъемника.
  • Установите панель двери.

Обслуживание и ремонт электростеклоподъемников (ЭСП) .

Устройство. Принцип работы

Устройство стеклоподъемников включает в себя механизм привода и механизм подъема.

Механизм привода может быть, в зависимости от типа стеклоподъемников, механическим или электрическим.

Механический привод представляет собой рукоятку (ручку стеклоподъемника) на внутренней стороне двери. Когда эта рукоятка крутится, внутри двери вращается шестерня приводного механизма .

Электростеклоподъемники имеют электрический привод . Это реверсивный электродвигатель, который запускается нажатием кнопки (как правило, на подлокотнике) – с ней он связан проводами. В электродвигатель встроен редуктор с червячной передачей (крутящаяся спираль и шестерня, которую спираль приводит в движение). После нажатия на кнопку двигатель запускается и заставляет вращаться шестерню приводного механизма .

Приводной механизм соединен с механизмом подъема, который и отвечает за перемещения стекла.

Независимо от типа привода, электрического или механического, механизм подъема может быть трех видов:

  • Реечный;
  • Тросовый;
  • И рычажный.

У каждого из вышеперечисленных есть свои "плюсы" и "минусы", о которых мы сейчас и поговорим.

Электростеклоподъемники реечного типа

Реечные стеклоподъемники считаются одними из самых "долгоиграющих" по сравнению с остальными. Работают ЭСП реечного типа по принципу передачи вращательного движения от электромотора на шестерни, с последующим его превращением в линейное движение реек, которые выполняют подъем. Кроме надежности стеклоподъемники этого типа выполняют подъем стекол намного быстрее и тише, чем тросовые аналоги.

Но, как и все в это Мире, реечные стеклоподъемники не безупречны и имеют свои недостатки. Главный недостаток состоит в том, что шестерни нуждаются в смазке, без нее они очень скоро начинают стираться, а сами электростеклоподъемники перестают нормально функционировать. Второй недостаток, особенно касается тех устройств, производители которых решили "сэкономить" на металлических деталях, и отдали предпочтение пластику. Дело в том, что этот материал хрупок и по прочности заметно проигрывает алюминию, в результате чего сокращается сроке службы таких ЭСП. Кроме прочего, реечный механизм более громоздкий, поэтому устанавливают их преимущественно в "больших" автомобильных дверях.

Электростеклоподъемники тросового типа


Главным преимуществом тросовых стеклоподъемником является их высокая ремонтопригодность. В случае неисправности вы без труда сможете починить механизм, а запчасти можно найти почти в любом автомагазине. Это преимущество, на первый взгляд, несущественное, однако как показывает практика, большинство автомобилистов выбирают этот тип ЭСП не обращая внимание на недостатки тросового механизма. Дело в том, что трос со временем изнашивается или вытягивается, кроме того из-за невысокой прочности пластиковых направляющих они часто выходят из строя, а электромотор очень склонен к перегреву.


ЭСП рычажного типа удачно сочетает в себе компактные размеры и высокую степень надежности. В таких элеткростеклоподъемниках моторчик крутит шестерню, которая выполняет передачу вращения одному или нескольким рычагам. В свою очередь рычаги двигают пластину, на которой установлено стекло. Главным недостатком этого механизма является неравномерная скорость движения стекла, чем оно выше, тем медленнее будет происходить поднятие.

Что касается стекла, то оно в независимости от типа механизма двигается по направляющим желобам или специальным рельсам.

Импульсные и неимпульсные стеклоподъемники?

Кроме типа подъемного механизма ЭСП разделяют на импульсные и неимпульсные. Первые способны работать в импульсном, а также в обычном режиме. Под "обычным" подразумевается, работа электростеклоподъемника исключительно при непосредственном нажатии и удержании пальца на клавише управления. Под понятием "импульсный" имеется ввиду кратковременное прикосновение, после которого стекло само полностью опустится или поднимется.

Импульсные стеклоподъемники чаще всего оснащены пятипозиционными клавишами управления, рычажок установлен в нейтральном режиме, от которого идет две скорости подъема вверх и вниз. Перемещая ползунок на одну позицию вверх, стеклоподъемник будет работать в "обычном" режиме, а стекло поднимется ровно настолько сколько по времени вы будете удерживать руку на клавише. Вторая позиция позволит полностью поднять или полностью опустить стекло.

Почему не работают стеклоподъемники?

Причины поломки стеклоподъемника

А. Перекос стекла. Многие считают, что стеклоподъемники ломаются от старости. Если устройство исправно и правильно установлено - оно может прослужить очень долго. Дело в том, что стеклоподъемник крепится к стеклу специальными направляющими и от времени они могут немного сместиться (в том числе из-за растяжения тросика или за счет ослабления крепления). Соответственно получается перекос стекла. Стеклоподъемник начинает работать на износ и со временем выходит из строя.

Б. Старость уплотнительной резинки в двери. Такой случай очень характерен для нашего климата, особенно часто встречается на автомобилях старше десяти лет. Это самая распрастранённая беда в автомобилях VW Sharan, Passat, Audi a4.

В. Слишком долгое удерживание кнопки.Это может привести к перегреву платы и выгоранию контактов, обрыву троса или поломке пластиковых деталей стеклоподъемника. Такой случай не частый, но его нужно иметь ввиду.

Г. Неправильная эксплуатация. Можно препятствовать закрытию стекол, например высунуть руку при закрытии стекла. Такие шутки редки, так что не стоит останавливаться на этом пункте, но все же бывают.

Д. Высыхание смазки (На мой взгляд основная причина поломки ).Посмотрите на часы 18-го века. Они до сих пор работают и исправно показывают время (при условии, что за ними ухаживают). На заводе, при изготовлении стеклоподъемников их смазывают. За длительное время эксплуатации смазки почти не остается, что в свою очередь приводит к поломке всего механизма.

Диагностика неисправностей стеклоподъемника

Eсли у вас в автомобиле перестало опускаться или подниматься стекло обычно, но не всегда, это говорит о выходе из строя стеклоподъемника. Лучший путь – это вскрытие, которое все и покажет. Вот некоторые рекомендации, которые методом исключения дадут вам понять что же у вас сломалось:

  1. Если электростеклоподъемники отказываются работать, необходимо проверить автоматический выключатель или предохранитель, вполне возможно, что он перегорел.
  2. Если перестали функционировать исключительно задние стеклоподъемники или если они реагируют на управление только с главного блока (т.е. не работают кнопки на дверях), требуется проверить их на проводимость тока.
  3. Если неисправность так и не была обнаружена, нужно осмотреть на предмет целостности все провода, соединяющие элементы системы между собой. Если был найден разрыв, следует восстановить соединение.
  4. Если не удается опустить/поднять только одно стекло при помощи главного блока управления стеклоподъемниками, стоит попробовать сделать это, воспользовавшись кнопками, которые внедрены в обшивку двери. Если стекло получилось сдвинуть с места, то следует проверить на работоспособность главный блок управления стеклоподъемниками.
  5. Возможной причиной отказа одного из стеклоподъемников может быть выход из строя электрического моторчика. В этом случае стоит проверить его напряжение и проводку, для чего понадобятся схемы электрооборудования автомобиля.
  6. Следует обратить внимание и на вероятность механического повреждения направляющих, по которым происходит перемещение бокового стекла. Если при осмотре обнаружено, что они погнуты, то, скорее всего, это и есть причина, по которой движение стеклоподъемника затруднено.

Моторчик стеклоподъемника

ПРОИЗВОДСТВО стеклоподъемника: Россия, Ижевск, завод «Прогресс-АвтоТехОборудование».

ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ стеклоподъемника: номинальное напряжение — 12 В. Время подъема/опускания не более 5 секунд. Номинальное усилие при подъеме стекла — 120 Н. Потребляемый ток при номинальном усилии (120 Н) для передних дверей — 5,9 А при подъеме и 3,3 А при опускании стекол; для задних дверей — 5,3 А при подъеме стекол и 3,6 А при опускании стекол. Токи холостого хода: от 2,3 до 2,4 А при подъеме, от 2 до 2,2 А при опускании стекол. Уровень шума — 55 дБ на расстоянии 50 см. Гарантия — 18 месяцев.

ПРИМЕНЕНИЕ: ЭСП (электростеклоподъемники) «БЕРКУТ» для: ВАЗ 2110 (2112,2111), ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107, ВАЗ 2106, ВАЗ 2108, ВАЗ 2109/099, ВАЗ-2113, ВАЗ 2115, ВАЗ 2121 («Нива»), Сhevrolet Niva, ГАЗ 3302 (семейство «Газель-Соболь-Баргузин»), ГАЗ 3102-3110 («Волга»), АЗЛК 2141 «москвич», ИЖ 2126 «Ода» выпускаются в варианте для установки на две передние двери. В 4-дверном варианте стеклоподъемники выпускаются для ВАЗ 2109/099, ВАЗ 2110/11/112 и ГАЗ 3102-3110 («Волга»).

Электростеклоподъемники «БЕРКУТ» комплектуются как мотор-редукторами немецкой фирмы BOSCH, японской MABUSHI Motor, так и моторами ДП-060, которые производятся на современном оборудовании в Ижевске.

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ стеклоподъемника: 2 или 4 электростеклоподъемника, монтажный комплект, комплект проводов, 2 или 4 кнопки с подсветкой, декоративные заглушки.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

УДОБСТВО УСТАНОВКИ : процедура установки в принципе достаточно проста, и в основной массе электро стеклоподъемники встают в штатные места автомобильных дверей, не требуя сверления дополнительных отверстий. Полное время установки комплекта на две двери обычно не превышает трех часов, но здесь все зависит от мастерства установщика.

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ стеклоподъемника: мотор-редукторы фирмы BOSCH, устанавливаемые на ЭСП «БЕРКУТ», известны во всем мире высокой надежностью, пониженной шумностью и высокой безопасностью. Каждый электропривод электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ) оснащен встроенной защитой от перегрева. При перегрузке продолжительностью более 1,5 с мотор отключается.

КОНСТРУКЦИЯ стеклоподъемника: в основу конструкции электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ) выбрана система с двумя шарнирно-связанными рычагами. Такая конструкция обеспечивает большой ресурс работы (в объеме 30 000 циклов подъема-опускания стекла без нарушения работоспособности) и легкую трансформируемость при отсоединении от внутренней панели двери, что без проблем позволяет производить монтаж/демонтаж стеклоподъемников. Десятилетний опыт установки электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ) показал, что не существует одинаковых автомобильных дверей, каждая имеет свои особенности. С учетом этого в конструкцию электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ) впервые введена регулировка траектории движения подвижных элементов стеклоподъемника, которая осуществляется за счет изменения положения направляющей. Благодаря этому снижаются нагрузки на уплотнители стекла, что повышает их ресурс. Также решена проблема «больших стекол» — на модели электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ) для ВАЗ 2108 предусмотрено применение дополнительной опоры стекла — «поддержки», которая не дает перекашиваться стеклу при подъеме/опускании.

Установка электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ), например, на ВАЗ 2110 производится с полной заменой штатного механизма, но на штатные места, и при этом учитываются все особенности конкретной модели автомобиля.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА стеклоподъемника

ОСОБЕННОСТИ: автомат Калашникова — вот первая ассоциация, когда берешь в руки этот электро стеклоподъемник, хотя нет, не стеклоподъемник, а изделие №ХХХ, кажется, так шифровались отечественные военные разработки. Действительно ощущая всю мощь шарнирно-связанного механизма, кажется, что стоит изменить пару деталей и можно выходить на бой и косить врагов, не оставляя им ни единого шанса. Но пока противники у нас в основном только потенциальные, посмотрим, как приспособлено это изделие к мирной жизни. Итак, в первую очередь начнем с качества изготовления, ведь этим всегда грешили отечественные производители. После осмотра стеклоподъемника нас постигло приятное разочарование — все детали выполнены аккуратно, без заусенцев, люфтов и прочих мелочей, портящих впечатление. Если охарактеризовать в одном слове впечатление от конструкции, то этим словом будет надежность.

Как мы уже упоминали ранее, в основе этого стеклоподъемника конструкция с шарнирно-связанными рычагами, достаточно неплохо зарекомендовавшая себя в эксплуатации. На экземпляре, побывавшем у нас на тесте, в качестве движителя стоял электромотор немецкой фирмы BOSCH. Такая комплектация несколько нарушает нашу милитаризированную гармонию так же, как разрушал бы ее танк Т-90 с V-образным 12-цилиндровым турбодвигателем от «мерседеса» S-класса.

Ну что ж, стеклоподъемник водружен на испытательный стенд, аппаратура подключена, все готово для сдачи нормативов.

Прежде чем переходить к ресурсному испытанию, мы обязательно снимали мерки по многим параметрам, дабы удостовериться в физических кондициях наших подопытных.

Первый норматив — потребляемые токи: в режиме короткого замыкания значение тока разместилось на отметке в 15 А, при подъеме стекла 4 А, что с запасом укладывается в заводские характеристики.

При замере скорости подъема стекла также никаких неожиданностей не произошло: стекло поднималось за 4,5 секунды, а время опускания составило 3,5 секунды, что является очень хорошим результатом.

Замер шума, издаваемого мотор-редуктором стеклоподъемника, проводился 2 раза, непосредственно в начале ресурсного испытания и после него. Результаты получились следующие: замер на первой тысячи циклов — 60 дБ, на 36-й тысяче — 65 дБ.

Ресурсные испытания электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ) показали, что надежность данного стеклоподъемника выше всяких похвал: на испытательном стенде электро стеклоподъемник до первой поломки совершил 36 500 циклов. По нашим подсчетам если каждый день в течение всего года без выходных и праздников опускать и поднимать стекло по 5 раз, то стеклоподъемник проживет около 20 лет! Наши автомобили столько не живут, а если и живут, то очень плохо.

Перед началом ресурсного теста мнение всей редакции о том, что сломается в этом электростеклоподъемнике, было однозначным — «сгорит мотор», действительно казалось, что сам шарнирно-связанный механизм сломать просто невозможно. В итоге наши предсказания с треском провалились, неисправность была спровоцирована именно этим механизмом: на 36-й тысяче циклов износ опорной площадки зубчатого сектора достиг такой величины, что шестерня редуктора начала сходить с сектора, и механизм заклинивал, когда стекло доходило до своей нижней точки. В принципе эту неисправность стеклоподъемника несложно устранить и своими силами, однако условиями нашего тестирования было прекращение ресурсного испытания при появлении первой неисправности, что мы и сделали.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА стеклоподъемника: высокая надежность, есть комплекты практически на все модели отечественных автомобилей.

НЕДОСТАТКИ стеклоподъемника: характер неисправности несколько удивил.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: если вы уверены, что вам нужен стеклоподъемник, который гарантированно прослужил бы более 20 лет, то, наверное, не стоит обращать внимание на это изделие, во всех других случаях электростеклоподъемника BERKUT (БЕРКУТ) будет отличной покупкой, которая не разочарует своего владельца.

Механизм стеклоподъемника авто классического типа постепенно уходит в прошлое, и на его место внедряются многочисленные электросхемы, которые имеют улучшенные характеристики и не требуют больших усилий от водителя. Сегодня мы расскажем о том, как устроены электрические стеклоподъемники и их механические аналоги.

Неизменная классика

Электросхемы работают по принципу автоматизации тех процессов, которые происходят при открывании и закрытии окна вручную. Это дает все основания полагать, что, изучив механический стеклоподъемник подробным образом, можно значительно продвинуться в плане понимания принципов функционирования электростеклоподъемников.

Что же важно понимать, чтобы схема функционирования механизма переднего или заднего стеклоподъемника на авто не вызывала затруднений, а любую возникшую неисправность можно было устранить самостоятельно и без особых усилий? Конечно же, стоит знать, из каких составных частей состоит механическая система и какими характеристиками обладает каждый функциональный узел.

Основная составляющая в схеме работы стеклоподъемника - это ручка, которая находится на внутренней стороне двери и приводится во вращение рукой водителя или пассажира. Система устроена таким образом, что ручка жестко связана с роликом, который вращается в обе стороны, синхронно с вращением рукоятки.

Еще одна деталь, которая входит в функциональную схему на авто, - это трос, который натягивается на ролик, а вернее, вырезанный на его торце желоб. Трос имеет шероховатую поверхность и хорошо натянут, а потому позволяет всем элементам, приведенным в схеме, двигаться синхронно. Помимо этого, в схему входит металлическая направляющая, не позволяющая стеклу перекашиваться.

Схема работает таким образом, чтобы в обе стороны стекло двигалось строго параллельно оконному проему. Ручка вращается, и, согласно схеме, усилие передается тросу, Трос натягивается и начинает тянуть стекло в одну из сторон. Стекло начинает передвигаться относительно направляющей до тех пор, пока ручка приведена во вращение. Как только ручку отпускают, трос ослабляется, и стекло останавливается.

Взгляд на новое

Как уже было сказано, на смену привычным механизмам приходят электростеклоподъемники с улучшенными характеристиками, которые устанавливаются не только на иномарки, но и на новые модели отечественного производства.

Принцип, по которому функционирует электростеклоподъемник, достаточно прост, а электросхема и изучение характеристик, которыми обладают электрические стеклоподъемники, под силу даже не самому компетентному мастеру. Основная составляющая такой электросхемы - это моторчик. Моторчик имеет питание от аккумуляторной батареи посредством системы проводов и предохранителей. Номинальное напряжение, которое должно поступать на контакты моторчика, стандартное и составляет 12 вольт.

Моторчик имеет в себе набор редукторов с собственной электросхемой. Такое решение позволило изменить характеристики и скорость вращения вала и, таким образом, позволить стеклу опускаться и подниматься плавно.

От моторчика, которым оборудуется электрический стеклоподъемник, отходит тросовый привод, который соединяет подвижное стекло с приводом. По сути, подвижная часть функционирует совершенно аналогично той, что применяется в устройстве механического привода. Основной интерес представляет электросхема и принцип ее работы.

Как уже было отмечено, моторчик электростеклоподъемника соединяется с аккумулятором авто посредством предохранителя и системы проводов. Основная проблема заключается в том, что дополнительно требуется пульт управления. Как правило, на каждой двери присутствует кнопка, которую можно нажимать в одном из двух направлений, а на водительской двери этот пульт имеет все четыре кнопки для управления каждым из стекол.

Каждая соединяется с таким устройством, как реле, которое осуществляет подачу импульсов электродвигателю, запитываемому от бортовой сети авто. Как только кнопка нажимается, устройство дает команду двигателю, и он начинает вращаться. В некоторых моделях авто реализована функция доводчика электростеклоподъемника, что значительно повышает комфорт водителя и пассажиров.


Стеклоподъемники с электрическим приводом создают определенные удобства для водителя и пассажиров. Если таких устройств нет в заводской комплектации автомобиля, то их можно поставить дополнительно.

Сте-к-ло-подъ-ем-ни-ки пред-на-зна-че-ны для пе-ре-ме-ще-ния и удер-жа-ния в край-них или лю-бых про-ме-жу-точ-ных по-ло-же-ни-ях опу-ск-ных сте-кол. В свя-зи с боль-шим раз-но-об-ра-зи-ем две-рей ав-то-мо-би-лей но-мен-к-ла-ту-ра сте-к-ло-подъ-ем-ни-ков со-ста-в-ля-ет де-сят-ки на-име-но-ва-ний. Для пра-вых, ле-вых, пе-ред-них и зад-них две-рей од-но-го и то-го же ав-то-мо-би-ля кон-ст-рук-ция их де-та-лей раз-лич-на.

Кон-ст-рук-ции сте-к-ло-подъ-ем-ни-ков

Роль на-пра-в-ля-ю-щих сте-к-ла для всех кон-ст-рук-ций сте-к-ло-подъ-ем-ни-ков вы-пол-ня-ют:
же-лоб-ки на вну-т-рен-них сто-ро-нах ра-мок две-рей, удер-жи-ва-ю-щие сте-к-ло за его бо-ко-вые кром-ки;
спе-ци-аль-ные рель-сы, не-под-виж-но за-кре-п-лен-ные в кор-пу-се две-ри, по ко-то-рым сколь-зят ус-та-но-в-лен-ные на ниж-ней кром-ке сте-к-ла пол-зу-ны.
Пе-ре-ме-ще-ние вверх ог-ра-ни-чи-ва-ет уп-лот-ни-тель ок-на, вниз — ре-зи-но-вый демп-фер.
Сте-к-ло-подъ-ем-ни-ки вклю-ча-ют в се-бя два ос-нов-ных уз-ла: при-вод и ме-ха-низм подъ-е-ма сте-к-ла.
При-вод со-з-да-ет кру-тя-щий мо-мент, до-с-та-точ-ный для пе-ре-ме-ще-ния сте-к-ла.

Он мо-жет быть:
ме-ха-ни-че-ским, со-сто-я-щим из ру-ко-ят-ки и па-ры пря-мо-зу-бых ше-с-те-рен для уве-ли-че-ния уси-лия и пе-ре-да-чи его на при-вод-ной ва-лик;
элек-т-ри-че-ским, пред-ста-в-ля-ю-щим со-бой ре-вер-сив-ный элек-т-ро-дви-га-тель со встро-ен-ным чер-вяч-ным ре-ду-к-то-ром 1 , на при-вод-ной ва-лик ко-то-ро-го ус-та-на-в-ли-ва-ет-ся ше-с-тер-ня при-во-да или ба-ра-бан.

Ме-ха-низм подъ-е-ма пре-об-ра-зу-ет вра-ща-тель-ное дви-же-ние ва-ли-ка при-во-да в по-сту-па-тель-ное дви-же-ние сте-к-ла. Не-за-ви-си-мо от ви-да при-во-да, руч-но-го или элек-т-ри-че-ско-го, ме-ха-низ-мы сте-к-ло-подъ-ем-ни-ков под-раз-де-ля-ют-ся на тро-со-вые, ре-еч-ные и ры-чаж-ные.

Тро-со-вый . Гиб-кий эле-мент 2 в ви-де коль-ца на-тя-нут ме-ж-ду тре-мя, ино-гда че-тырь-мя ро-ли-ка-ми, за-кре-п-лен-ны-ми вну-т-ри на две-ри или на от-дель-ном под-рам-ни-ке. Для уве-ли-че-ния сил тре-ния не-сколь-ко вит-ков тро-са по-сто-ян-но на-мо-та-ны на при-вод-ной ба-ра-бан. При вра-ще-нии ба-ра-ба-на од-на ветвь тро-са на не-го на-ма-ты-ва-ет-ся, а дру-гая от-ма-ты-ва-ет-ся и трос по-лу-ча-ет по-сту-па-тель-ное дви-же-ние. На вер-ти-каль-ном уча-ст-ке он че-рез пла-сти-ну со-еди-ня-ет-ся с ниж-ней кром-кой сте-к-ла. Дви-же-ние пла-сти-ны про-ис-хо-дит по на-пра-в-ля-ю-щей тру-бе. Один из ро-ли-ков под-пру-жи-нен и вы-пол-ня-ет функ-цию на-тя-жи-те-ля для ком-пен-са-ции воз-мож-но-го рас-тя-же-ния тро-са. Ино-г-да на-тя-жи-тель де-ла-ют в ви-де пру-жин, ус-та-но-в-лен-ных в ме-с-те со-еди-не-ния про-ти-во-по-лож-ных кон-цов тро-са. Ес-ли сте-к-ло ши-ро-кое и есть ве-ро-ят-ность его пе-ре-ко-са, трос мо-жет иметь два вер-ти-каль-ных уча-ст-ка и удер-жи-вать сте-к-ло в двух ме-с-тах.

До-с-то-ин-ст-во тро-со-во-го ме-ха-низ-ма в том, что он за-ни-ма-ет не-боль-шое про-стран-ст-во во вну-т-рен-ней по-ло-с-ти две-ри.

Не-до-ста-ток — слож-ность кон-ст-рук-ции и воз-мож-ность за-кру-чи-ва-ния и пе-ре-ти-ра-ния тро-са.

Тросовую конструкцию имеют стеклоподъемники производства ОАО "Лепсе" и ООО "Метпром".



Ре-еч-ный . Вну-т-ри две-ри вер-ти-каль-но за-кре-п-ля-ет-ся не-под-виж-ная зуб-ча-тая рей-ка, вхо-дя-щая в за-це-п-ле-ние с ше-с-тер-ней, ус-та-но-в-лен-ной на при-вод-ном ва-ли-ке. Элек-т-ро-дви-га-тель с ре-ду-к-то-ром кре-пит-ся на на-пра-в-ля-ю-щей пла-сти-не, со-еди-нен-ной со сте-к-лом. При вра-ще-нии ше-с-тер-ни на-пра-в-ля-ю-щая пла-сти-на вме-сте с элек-т-ро-дви-га-те-лем, ре-ду-к-то-ром и сте-к-лом со-вер-ша-ет вер-ти-каль-ное пе-ре-ме-ще-ние от-но-си-тель-но рей-ки.

До-с-то-ин-ст-во — по-сто-ян-ст-во ско-ро-сти пе-ре-ме-ще-ния, про-сто-та кон-ст-рук-ции и на-деж-ность.

Не-до-ста-ток, ог-ра-ни-чи-ва-ю-щий при-ме-не-ние, — боль-шой га-ба-рит по вы-со-те.

Реечную конструкцию имеют стеклоподъемники "Форвард" и "Гранат".

Од-но-ры-чаж-ный . Ше-с-тер-ня при-во-да вра-ща-ет се-к-тор ко-ле-са и дви-га-ет пле-чо ры-ча-га вверх или вниз. Пол-зун, ус-та-но-в-лен-ный на кон-це ры-ча-га, пе-ре-ме-ща-ет под-виж-ную пла-сти-ну и ус-та-но-в-лен-ное на ней сте-к-ло. Для вы-рав-ни-ва-ния уси-лия ино-гда при-ме-ня-ют схе-му с дву-мя па-рал-лель-ны-ми ры-ча-га-ми.

Двух-ры-чаж-ный — ус-лож-нен-ный ва-ри-ант од-но-ры-чаж-но-го, где к ос-нов-но-му ры-ча-гу при-со-е-ди-нен до-пол-ни-тель-ный. Он с двух сто-рон снаб-жен пол-зу-на-ми. Один из них, со-в-ме-ст-но с пол-зу-ном ос-нов-но-го ры-ча-га, пе-ре-ме-ща-ет под-виж-ную пла-сти-ну со сте-к-лом. Дру-гой дви-га-ет-ся по на-пра-в-ля-ю-щей в не-под-виж-ной пла-сти-не, за-кре-п-лен-ной вну-т-ри две-ри. В этом слу-чае уси-лие рас-пре-де-ля-ет-ся ме-ж-ду ос-нов-ным и вспо-мо-га-тель-ным ры-ча-га-ми, что умень-ша-ет воз-мож-ность пе-ре-ко-са.

Рычажную конструкцию имеют стеклоподъемники "Катран".

Двух-ры-чаж-ный ко-лес-ный . Ше-с-тер-ня при-во-да вхо-дит в за-це-п-ле-ние с дву-мя ко-ле-са-ми. При ее вра-ще-нии в од-ну сто-ро-ну ры-ча-ги рас-хо-дят-ся, при вра-ще-нии в дру-гую схо-дят-ся, пе-ре-ме-щая с по-мо-щью пол-зу-нов под-виж-ную пла-сти-ну со сте-к-лом.

До-с-то-ин-ст-во ры-чаж-ных ме-ха-низ-мов — на-деж-ность, ком-пакт-ность, удоб-ст-во мон-та-жа.

Не-до-ста-ток — не-рав-но-мер-ность ско-ро-сти и уси-лия пе-ре-ме-ще-ния сте-к-ла в за-ви-си-мо-сти от его по-ло-же-ния (чем вы-ше под-ня-то сте-к-ло, тем мед-лен-нее оно пе-ре-ме-ща-ет-ся).

Колесную конструкцию имеют некоторые стеклоподъемники "Гранат".

Си-с-те-ма уп-ра-в-ле-ния

В за-ви-си-мо-сти от предъ-я-в-ля-е-мых тре-бо-ва-ний, уп-ра-в-ле-ние элек-т-ри-че-ским сте-к-ло-подъ-ем-ни-ком мо-жет быть от про-стей-ше-го кно-поч-но-го до “ин-тел-ле-к-ту-аль-но-го”, со-в-ме-щен-но-го с сиг-на-ли-за-ци-ей или ох-ран-ной си-с-те-мой.
“Кно-поч-ное” уп-ра-в-ле-ние осу-ще-ст-в-ля-ет-ся с по-мо-щью кла-виш-ных пе-ре-клю-ча-те-лей. Они ус-та-на-в-ли-ва-ют-ся в удоб-ном ме-с-те са-ло-на, два со сто-ро-ны во-ди-те-ля и по од-но-му на ос-таль-ные от-кры-ва-е-мые ок-на. Пе-ре-к-лю-ча-те-ли име-ют раз-лич-ную кон-ст-рук-цию и ди-зайн, а так-же мо-гут иметь под-свет-ку. Для за-щи-ты от пе-ре-гру-зок в этом слу-чае при-ме-ня-ют ав-то-ма-ти-че-ские пре-до-хра-ни-те-ли.
Ди-с-тан-ци-он-ное уп-ра-в-ле-ние про-из-во-дит-ся пуль-том уп-ра-в-ле-ния и мо-жет обес-пе-чи-вать од-но-вре-мен-ное ав-то-ма-ти-че-ское за-кры-тие окон, две-рей и элек-т-ро-лю-ка при по-ста-нов-ке ав-то-мо-би-ля на ре-жим ох-ра-ны.
Блок ком-фор-та для элек-т-ри-че-ских сте-к-ло-подъ-ем-ни-ков обес-пе-чи-ва-ет:
воз-мож-ность от-кры-ва-ния и за-кры-ва-ния окон од-ним ко-рот-ким на-жа-ти-ем кла-ви-ши;
ос-та-нов-ку и (или) пе-ре-клю-че-ние на-пра-в-ле-ния дви-же-ния, ес-ли ме-ж-ду сте-к-лом и рам-кой ока-зал-ся ка-кой-ли-бо пред-мет;
ав-то-ма-ти-че-скую за-щи-ту от пе-ре-груз-ки элек-т-ро-дви-га-те-ля, на-при-мер ес-ли сте-к-ло при-мерз-ло к уп-лот-ни-те-лю.

Ре-ко-мен-да-ции

Для пе-ре-дел-ки руч-но-го сте-к-ло-подъ-ем-ни-ка в элек-т-ри-че-ский ус-та-на-в-ли-ва-ют:
элек-т-ро-дви-га-тель со встро-ен-ным ре-ду-к-то-ром в тех слу-ча-ях, ко-гда в кон-ст-рук-ции штат-но-го сте-к-ло-подъ-ем-ни-ка пре-д-у-смо-т-ре-на воз-мож-ность не-по-сред-ст-вен-ной за-ме-ны ме-ха-ни-че-ско-го при-во-да элек-т-ри-че-ским;
при-став-ку к штат-но-му сте-к-ло-подъ-ем-ни-ку в ви-де элек-т-ро-дви-га-те-ля с ре-ду-к-то-ром и до-пол-ни-тель-ным гиб-ким при-во-дом на ва-лик име-ю-ще-го-ся ме-ха-ни-че-ско-го при-во-да 3 ;
элек-т-ри-че-ский сте-к-ло-подъ-ем-ник, пол-но-стью за-ме-ня-ю-щий ме-ха-ни-че-ский.

В боль-шин-ст-ве слу-ча-ев за-во-дской элек-т-ро-при-вод про-да-ет-ся в ком-п-ле-к-те с ме-ха-низ-мом подъ-е-ма сте-к-ла, уже под не-го при-спо-соб-лен-ным. Кро-ме то-го, в ком-п-лект вхо-дит все не-об-хо-ди-мое для мон-та-жа си-с-те-мы уп-ра-в-ле-ния.
Ес-ли нет воз-мож-но-сти при-ме-нить “за-во-дское” уст-рой-ст-во, мож-но ис-поль-зо-вать при-вод-при-став-ку. Это де-ше-в-ле, чем пол-но-стью ме-нять сте-к-ло-подъ-ем-ник, но тре-бу-ет боль-ше вре-ме-ни на ус-та-нов-ку и ме-нее на-деж-но. Ес-ли при-став-ка им-порт-ная, же-ла-тель-но, что-бы ин-ст-рук-ция бы-ла на рус-ском язы-ке.

Ком-п-лект сте-к-ло-подъ-ем-ни-ка дол-жен со-дер-жать все не-об-хо-ди-мое для ус-та-нов-ки: про-вод-ку, пе-ре-клю-ча-те-ли, кре-пеж, за-глуш-ки и т.д. Ди-с-тан-ци-он-ное уп-ра-в-ле-ние и бло-ки ком-фор-та не вхо-дят в ком-п-лект сте-к-ло-подъ-ем-ни-ков, и их при-об-ре-та-ют от-дель-но.
Мож-но ис-поль-зо-вать элек-т-ри-че-ские сте-к-ло-подъ-ем-ни-ки раз-лич-ных про-из-во-ди-те-лей, из-го-та-в-ли-ва-е-мые ими для дан-но-го ав-то-мо-би-ля. На-и-бо-лее на-деж-ны ры-чаж-ные кон-ст-рук-ции, но при вы-бо-ре ме-ж-ду ры-чаж-ным и тро-со-вым сле-ду-ет при-дер-жи-вать-ся ре-ко-мен-да-ций ав-то-за-во-да.

До на-ча-ла пе-ре-де-лок не-об-хо-ди-мо ис-пра-вить все де-фе-к-ты штат-но-го ме-ха-низ-ма — ис-клю-чить воз-мож-ные пе-ре-ко-сы и за-кли-ни-ва-ние.

Ус-та-но-вить са-мо-сто-я-тель-но сте-к-ло-подъ-ем-ник и “кно-поч-ное” уп-ра-в-ле-ние при оп-ре-де-лен-ных на-вы-ках воз-мож-но.
Ос-на-ще-ние ди-с-тан-ци-он-ным уп-ра-в-ле-ни-ем и бло-ком ком-фор-та луч-ше до-ве-рить спе-ци-а-ли-стам.

Примечания

1 В приставках, где усилие передается вращающимся в оболочке тросом, аналогично спидометру, электродвигатель не имеет встроенного редуктора. В этом случае для снижения крутящего момента, передаваемого тросом, редуктор устанавливается не на электродвигателе, а на приводном валу механизма стеклоподъемника.
2 Для повышения надежности вместо троса иногда применяют зубчатый ремень или цепь.
3 Рукоятку ручного привода при этом снимают, а отверстие в обшивке двери закрывают специальной заглушкой.