РЕГУЛИРОВКА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ -7511.10, ЯМ З-7512.10 , Я МЗ-7513.1 0, ЯМЗ-7601.10


РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ


Привод водяного насоса, компрессора и генератора осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов. Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его. Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса может послужить причиной разрушения подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 10…15 мм (рис. 44), а ремень компрессора – на 4…8 мм на короткой ветви (рис. 45) . Натяжение ремней привода генератора проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 46), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10…15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса (рис. 44) регулировать натяжным устройством, для чего:

    ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

    при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;

    не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

    проверить натяжение ремня.



Рис. 44. Проверка натяжения ремня водяного насоса


Рис. 45. Проверка натяжения ремня компрессора

Рис. 46. Проверка натяжения ремня генератора


Натяжение ремня компрессора регулировать натяжным устройством. Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.

Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Н·м (12…15 кгс·м) и гайку болта-натяжителя

    моментом 10…20 Н·м (1…2 кгс·м), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.


    Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайки крепления планки генератора и болта крепления генератора к планке. После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.


    ПОДТЯЖКА КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ -7511.10, ЯМ З-7512.10 , Я МЗ-7513.1 0, ЯМЗ-7601.10


    Рис. 47. Порядок затяжки гаек крепления головок цилиндров:

    а) – общая головка на четыре цилиндра; б) – общая головка на три цилиндра; в) – индивидуальная головка цилиндра.

    Проверить момент затяжки гаек крепления головок цилиндров тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, если необходимо, подтянуть их до момента 235…255 Н . м (24…26 кгс . м).

    Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 47 в порядке возрастания номеров.

    ВНИМАНИЕ ! КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАТЯГИВАТЬ ГАЙКИ МОМЕНТОМ БОЛЬШИМ, ЧЕМ УКАЗАНО, ТАК КАК ЭТО ПРИВЕДЕТ К ОБРЫВУ ШПИЛЕК И ПОЛОМКАМ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ, А ГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ ЭТИМ НЕ ВОССТАНОВИТСЯ.


    ВНИМАНИЕ ! ПРИ УСТАНОВКЕ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ НА ДВИГАТЕЛЬ ИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ОСЛАБЛЕНИЕМ ЗАТЯЖКИ ЗАТЯГИВАТЬ ГАЙКИ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА ТРИ ПРИЕМА (СМ. РАЗДЕЛ «РЕМОНТ»)

    После подтяжки гаек крепления головок цилиндров отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.


    РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ -7511.10, ЯМ З-7512.10 , Я МЗ-7513.1 0, ЯМЗ-7601.10


    Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей газораспределительного механизма, что является допустимым.

    При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается

    плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.

    Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

    При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:

    • на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;

      на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов

      – к торцу оси.

      Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

      Последовательность регулировки:


    • Рис. 48. Проворачивание коленчатого вала

      Рис. 49. Регулировка зазора клапанного механизма


      1. Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис. 49), установить зазор 0,25…0,30 мм. Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном

        зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.

        Для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше (см. п.6).

        После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

        Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.


      ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ -7511.10, ЯМ З-7512.10 , Я МЗ-7513.1 0, ЯМЗ-7601.10


      Для регулировки угла опережения впрыскивания топлива на картере маховика предусмотрены два люка (см. рис. 50), а на маховике в двух местах нанесены значения углов. Для нижнего указателя 3 эти значения выполнены на маховике в цифровом выражении, а для бокового указателя 4–в буквенном выражении, при этом, букве "А" соответствует значение в цифровом выражении 20°; букве "Б"-15°; букве "В"-10°; букве "Г"-5°.

      Вращать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совмещения меток на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения или на маховике с указателем, соответствующих установочному углу опережения впрыскивания топлива – 6º…7º. При этом клапаны в 1-ом цилиндре должны быть закрыты.



      Рис. 50. Совмещение рисок на маховике с указателями картера маховика:

      1–картер маховика; 2–маховик; 3, 4–указатели картера маховика; 5–пробка верхнего люка; А–направление вращения коленчатого вала


      Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике (рис. 48) при снятой крышке люка картера маховика.

      В момент совмещения меток должны совместиться метка

      «А» на торце муфты (рис. 50, 51) с риской «Б» на указателе. Если метки не совместились необходимо произвести регулировку.

      Порядок регулировки угла опережения впрыска (рис. 51):

    • ослабить затяжку болта 2 клеммового соединения: фланец 3 – ведущая полумуфта 1;

      поворотом демпферной муфты совместить указанные метки;


      Рис. 51. Муфта привода топливного насоса высокого давления:

      1–ведущая полумуфта; 2–болт клеммового соединения; 3–фланец полумуфты; 4–пластины привода; 5–болты крепления пластин привода; 6–шайбы; 7–демпферная муфта; 8–указатель; 9– топливный насос высокого давления; А–метка на демпферной муфте; Б–метка на указателе

    • не сбивая совмещенного положения меток, затянуть болт клеммового соединения моментом 16…18 кгс·м. При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости должно быть в пределах ±1 мм. Замер производить вблизи мест крепления пластин. В случае появления гофр на пластинах 4, их устранение производится путем поочередного ослабления и последующей затяжки моментом 11…12,5 кгс·м четырех болтов 5 крепления пластин к фланцу полумуфты и к демпферной муфте;

      ..


Двигатель ЯМЗ 7511

Характеристики ЯМЗ-7511

Производство «Автодизель»
Ярославский моторный завод
Марка двигателя 7511
Годы выпуска 1996-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Тип двигателя дизельный
Конфигурация V-образный
Количество цилиндров 8
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня, мм 140
Диаметр цилиндра, мм 130
Степень сжатия 16.5
Объем двигателя, куб.см 14866
Мощность двигателя, л.с./об.мин 360/1900
375/1500
400/1900
420/1900
Крутящий момент, Нм/об.мин 1570/1100-1300
-/-
1715/1100-1300
1765/1100-1300
Экологические нормы Евро 2
Турбокомпрессор ТКР-100
Вес двигателя, кг 1250 (ЯМЗ-7511)
Расход топлива, л/100 км (для МАЗ-6422) 27
Расход масла, % к расходу топлива, до 0.2
Масло в двигатель:
-летом
-зимой (меньше +5° С)

М-10
М-8
Сколько масла в двигателе, л 32
Замена масла проводится, часов 1000
Размеры, мм:
- длина
- ширина
- высота

1388
1045
1100
Ресурс двигателя, км
- по данным завода
- на практике

800 000
-
Двигатель устанавливался МАЗ-5336, 5432, , , 6303
МАЗ-6317, , 6417, 6422, 6425
Урал-6563
КрАЗ-6140, 7140, 7634
ДЭТ-320
КО-816
МЗКТ-65272, 74181, 8021
RSM 1401
Torum-740

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-7511

В 1996 году был выпущен обновленный вариант 238-го семейства, который получил название ЯМЗ-7511. Рассмотрим отличия 238 от 7511. За основу для создания нового дизеля был выбран блок цилиндров ЯМЗ-238ДЕ2 с конфигурацией V8 (угол развала 90º) и с масляными форсунками. Внутри него стоит коленвал 238ДК с диаметром коренных шеек 110 мм, а диаметр шатунных шеек равен 88 мм - такой же коленчатый вал, как на 238ДЕ2. Шатуны, поршни, поршневые кольца такие же, как на 238ДЕ2, с поршневым пальцем 52 мм, а высота поршней 85 мм. Маховик тоже остался без изменений.
Здесь стоит масляный насос с производительностью 165 л/ч (был 140 л/ч).

Для 7511 были использованы чугунные 8-ми клапанные головки от ЯМЗ-238ДЕ2. Распредвал по-прежнему находится в блоке, а его характеристики такие же, как у 238ДЕ2 (фаза 233/272).
Регулировка клапанов на ЯМЗ-7511 требуется после 1000 часов работы. Зазоры клапанов такие же - 0.25-0.30 мм для впускных и выпускных.
На дизельном двигателе 7511 стоит непосредственный впрыск топлива с механическим ТНВД 175 и с форсунками 267-01. Давление форсунок - 270 кгс/см 2 .
Давление масла на прогретом моторе лежит в диапазоне 4-7 кгс/см 2 .
Это турбодвигатель и здесь используется турбина ТКР-100, давление наддува увеличено с 1.08 бар до 1.23 бар.
Здесь применен фильтр тонкой очистки топлива от предшественника.
По сути, двигатель 7511 от 238 ДЕ2 отличается только насосом и увеличенным давлением наддува, что позволило довести мощность до 400 л.с.

На базе этого двигателя выпускался 6-цилиндровый ЯМЗ-7601 .

Данное семейство в данный момент находится в производстве, но экологические стандарты все время ужесточаются, и сегодня дизель 7511 заменяют на более чистый ЯМЗ-658 .

Отличия двигателей ЯМЗ 7511

1. ЯМЗ-7511 - версия на 400 л.с. Здесь стоит ТНВД 175-01 (на моделях от ЯМЗ-7511.10 до ЯМЗ-7511.10-20) и 175-40 (на моделях от ЯМЗ-7511.10-34 до ЯМЗ-7511.10-43).
Применяли этот движок на МАЗ-5336, 5432, 5440, 6303, 6317, 6403, 6417, 6422, 6425; Урал-6563, КрАЗ-6140, 7140, ДЭТ-320, КО-816, МЗКТ-65272, 74181, 8021, комбайны RSM 1401 и Torum-740.
2. ЯМЗ-7512 - аналог на 360 л.с. и с ТНВД 175-11. Встречается двигатель на МоАЗ-7505, 4048 и на комбайне Полесье.
3. ЯМЗ-7513 - мотор на 420 л.с. с насосом 175-50. Ставился на МЗКТ-6527, 6922 и 7418.
4. ЯМЗ-7514 - аналог 7511 на 375 л.с. с другим генератором и с ТНВД 175-70. Предназначен для дизельных генераторов АД-200.

Проблемы и надежность ЯМЗ-7511

Этот двигатель ничем не отличается от ЯМЗ-238 Евро 2 и их проблемы одинаковые: 7511 также греется, троит, плавают обороты и т.д. описаны все проблемы на примере 238-го, но в целом это очень надежный агрегат.

– модель двигателя, разработанная и собранная ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод). ЯМЗ 7511.10 из семейства восьмицилиндровых V-образных четырехтактных дизельных двигателей сконструирован для применения на шасси МЗКТ-065272, на седельных тягачах МЗКТ-74181.

ЯМЗ 7511.10 – это дальнейшее развитие и модернизация восьмицилиндровых V-образных двигателей завода ЯМЗ. Фактически, ЯМЗ 7511.10 – это форсированная версия двигателя ЯМЗ-238ДЕ2, в которой существенно увеличена мощность. Отличительными особенностями модельного ряда ЯМЗ – 7511.10 являются встроенный жидкостно-масляный теплообменник, новая гильзо-поршневая группа с улучшенной системой масляного охлаждения, водяной насос повышенной производительности и улучшенный ТНВД. Эта модель дизельного двигателя спроектирована для использования установки наддувочного воздуха, которая крепится на раме изделия. Помимо отличных удельных характеристик и хорошего мощностного диапазона, эта серия двигателей надежна в эксплуатации, долговечна, обладает отличной ремонтопригодностью и может эксплуатироваться в экстремальных условиях окружающей среды при температурах от -50 до +50°С.

Двигатели Ярославского моторного завода – это приемлемая цена, высокая надежность и гарантия качества.

Двигатель ЯМЗ 7511.10 – четырехтактный, 8-ми цилиндровый, имеет V-образное расположение цилиндров, рабочий объем 14.866см 3 , охлаждение жидкостное, непосредственный впрыск топлива, механический регулятор частоты вращения, с турбонаддувом, соответствует экологическим стандартам по выбросу вредных веществ Евро-2. Дизельные двигатели ЯМЗ 7511.10 могут комплектоваться сцеплением ЯМЗ-184 и коробками передач ЯМЗ-239, ресурс до капитального ремонта двигателя составляет 10000 часов.

Основные технические характеристики ЯМЗ-7511.10 и его модификаций

Модификация двигателя ЯМЗ-7511.10-01 оборудована ТКР-9, ЖМТ, муфтой включения вентилятора, индивидуальными блоком и головкой цилиндров, водяным насосом повышенной производительности, топливным насосом высокого давления 12/14 и его приводом, гасителем крутильных колебаний, передней опорой, генератором 6582.3701-03 (2 кВт), крыльчаткой вентилятора диаметром 660 мм, маховиком под диафрагменное сцепление с дополнительными метками и креплением маховика, сцеплением ЯМЗ-184, коробкой передач ЯМЗ-239. Модель двигателя эксплуатируется на шасси МЗКТ-65272.

Модификация двигателя ЯМЗ-7511.10-06 собрана на базе ЯМЗ-7511.10-01 и комплектуется сцеплением ЯМЗ-184-10 с комплектом деталей муфты выключения сцепления. Эта модификация двигателя используется на шасси МЗТК-8021, -80211, на седельных тягачах МЗТК-74181 и автомобилях МАЗ-533608, -630308, -631708, -543208, -544008, -642208, -640308, -641708, -630308, а также поставляется в запчасти.

Модификация двигателя ЯМЗ-7511.10-10 сконструирована на базе ЯМЗ-7511.10-06, комплектуется сцеплением с МОМ (184.420004), применяется на фрезернороторном снегоочистителе КО-816-1.

Модификация двигателя ЯМЗ-7511.10-11 собрана на базе ЯМЗ-7511.10-02, укомплектована картером маховика с проставочным кольцом, маховиком с подшипником, указателем уровня масла, сцеплением ЯМЗ-184, коробкой передач ЯМЗ-239. Данная модификация применяется на колесных шасси БАЗ-690990, -6909902.

Модификация ЯМЗ-7511.10-12 имеет в качестве базы двигатель ЯМЗ-7511.10-02, оборудована масляным картером без обечайки, указателем уровня масла, правым выпускным коллектором, трубкой слива топлива с форсунок со штуцером под углом 45° к продольной оси двигателя, муфтой включения вентилятора (238НД), сцеплением ЯМЗ-184, коробкой передач ЯМЗ-2391-01. Двигатель не имеет шпильки крепления турбокомпрессора и применяется на шасси и самосвалах 8×4 Урал-6563.

Модификация ЯМЗ-7511.10-16 в качестве базы имеет двигатель ЯМЗ-7511.10-02, оборудована масляным картером без обечайки, указателем уровня масла, не комплектуется коробкой передач и сцеплением. Модификация применяется на шасси КрАЗ-7140Н1С6 и седельном тягаче КрАЗ-6140ТЕ.

Двигатель ЯМЗ-7511 выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1996 г. Предназначен для установки на автомашины МАЗ. Новое поколение 8-цилиндровых дизельных двигателей семейства размерности D x S =130 х 140 мм - ЯМЗ- 7511 и его модификации - мощностью 360-420 л.с. отвечает основным технико-экономическим требованиям, предъявляемым современной автомобильной технике. Все модели успешно прошли сертификационные испытания, что подтверждено международными сертификатами соответствии экологическим стандартам Евро-2. Одновременно ведутся конструкторско-исследовательские работы по достижению более жестких нормативов Евро-3. Перспективные двигатели данного семейства имеют широкий спектр потенциальных потребителей, среди которых крупнейшие производители автомобилей, магистральных автопоездов, тракторов и другой техники России. Белоруссии, Украины.

Конструктивные особенности: На двигателе установлены топливная аппаратура типа "Компакт-40" с повышенной до 1200 кг/см энергией впрыска, муфта включения вентилятора, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, улучшены характеристики впускных и выпускных каналов. Двигатель имеет встроенный жидкостно-масляный теплообменник, новую цилиндро-поршневую группу с более эффективной системой масляного охлаждения, водяной насос повышенной производительности, модернизированную систему фильтрации масла и др. Выполнен под установку охладителя наддувочного воздуха типа "воздух-воздух" на автомобиле.

Двигатели ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7511.10-06, ЯМЗ-7512.10 четырехтактные, с воспламенением от сжатия, с V-образным расположением цилиндров и газотурбинным наддувом.


Число цилиндров: 8
Диаметр цилиндра, мм: 130
Ход поршня, мм: 140
Рабочий объем цилиндров, л: 14,86
Степень сжатия: 16,5
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности мин -1: 1900 (+50, -20)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин -1 , не более: 1100-1300
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, мин:
минимальная: 550-650
максимальная, не более: 2150

Масса не заправленного двигателя в комплектности поставки, кг:
а) с индивидуальными головками цилиндров
без сцепления: 1250
со сцеплением: 1295
а) с общими головками цилиндров
без сцепления: 1215
со сцеплением: 1260

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск.
Топливоподающая аппаратура: Разделенная.
Топливный насос высокого давления: Восьмиплунжерный.
Регулятор частоты вращения: Центробежный, всережимный с корректором по наддуву.
Форсунки: Закрытые, с многодырчатым распылителем.
Турбокомпрессор 12.1118010: Турбина радиальная центростремительная; компрессор центробежный.
Смазочная система: Смешанная: под давлением и разбрызгиванием, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике. Кроме того, масло по системе каналов и трубопроводов подается для струйного охлаждения поршней.
Масляные фильтры: Два: полнопоточный со сменными фильтрующими элементами и центробежный с реактивным приводом.
Масляный насос: Односекционный, шестеренчатого типа.
Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатическим устройством.
Пусковое устройство: Стартер 2501.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,2 кВт (11 л.с.), номинальное напряжение 24 В.
Приспособление для облегчения пуска: Электрофакельное устройство.
Генератор 6582.3701-03: Переменного тока с ременным двухручьевым приводом, номинальным напряжением 28 В, со встроенным регулятором напряжения, с максимальным током нагрузки 80 А.
Сцепление: ЯМЗ-184. Диафрагменное, однодисковое, вытягиваемого типа.
Коробка передач: Предусмотрена возможность установки коробок передач, изготовленных по размерному коду №1 ISO 7648 (SAE №1), или других по согласованию с заказчиком.